Наверх

Глоссарий

Ампир – поздний классицизм, «имперский» стиль. Стиль в искусстве, возник в период правления Наполеона I. В моде характеризуется воспроизведением античных образов. Примером одеяний в стиле Ампир может служить платье мадам Рекамье с портрета Ж.Л. Давида, одежда героев Джейн Остин или героев романа «Война и мир» Л.Н. Толстого.

Барокко – стиль искусстве XVII-XVIII веков. В моде этот стиль связан с «королём-солнцем» Людовиком IV. Для моды барокко характерно использование в мужских костюмах многочисленных рюш, бантов и декоративных деталей. Обувь предполагала наличие каблуков. Кроме того популярность обрели пышные парики и шляпы. Женское платье характерно использованием китового уса, большого количества отделки и декоративных деталей. Юбка состояла из двух слоёв, при этом верхний слой расходился спереди и открывал нижнюю юбку. Лиф отличался узкой талией (затянутой в корсет) и открытым декольте.

Готика – стиль в искусстве XII-XVI веков, пришедший на смену романскому стилю. В первую очередь относится к архитектуре (строительство храмов и ратушей), однако охватывает все виды искусств Средневековья. Стиль характерен устремлением конструкций вверх, к божественному, к небу. Вопреки расхожему мнению, термин связан не с племенем готов, а происходит от итальянского названия варваров – всех варварских племён. Ещё одной ошибкой было бы считать готику – мрачным стилем. Напротив, готика – яркий, возвышенный стиль, стремящийся прославить мир как создание Бога. Мистический флёр возник в отношении этого стиля уже в поздние времена, во многом благодаря неоготике – эклектическому стилю XIX века, одним из наиболее известных проявления является «готический роман». Именно неоготику транслирует современная субкультура готов.

Кивер – головной убор гусаров, гренадёров и некоторых других военных костюмов кавалерии XVIII-XIX веков. Часто украшался шнуром, кокардой и султаном.

Кокошник – старинный русский головной убор в виде большого высокого гребня разнообразной формы. Богато украшался бисером, жемчугом, бусами. Его носили с платами и лентами.

Кораблик – головной убор русского народного костюма. Упоминается у Н.В7 Гоголя в «Вечерах на хуторе близ Диканьки».

Комедия Дель Арте – жанр театрального представления итальянской комедии эпохи Возрождения. Основные персонажи: Арлекин, Коломбина, Пьеро, Капитан, Доктор.

Кринолин – Широкая куполообразная юбка, собранная на талии, по которой располагались многочисленные нижние юбки, а чуть позже их заменили жёсткие обручи. Возник и обрёл популярность в середине XIX века.

Модерн – стиль в искусстве конца XIX – начала XX веков. В основе – отказ от прямых линий, обращение к природным формам, мягким растительным орнаментам, естественности. Конструктивно модерн проявился в использовании новых материалов и необычных форм. В моде модерн делится на ранний и поздний. Ранний модерн предполагал формирование в женском платье узкой талии жёстким корсетом, при котором получался S-образный силуэт. В дальнейшем в начале XX века от корсета отказались в пользу ниспадающих свободных одеяний и естественных форм. Модерн огромное значение придавал отделке.

Рококо – стиль в искусстве, возникший в первой половине XVIII века, придя на смену барокко. Основа силуэта: тонкая талия и пышное панье, достигшее к концу эпохи рококо невероятных размеров. Пасторальные цвета тканей, кружева, воланы, банты, ленты – всё это в огромных количествах использовалось как в женских, так и мужских костюмах. И, конечно, нельзя не сказать про парики, которые являлись неотъемлемой и весьма заметной частью костюма. Именно эта эпоха создала огромные сооружения на головах светских дам. Парики создавались в виде корзин с фруктами, кораблей, башен, клумб, при этом обильно пудрились и укладывались многочисленными локонами и завитками. Мужской парик не намного отставал от женского по своей монументальности – длинные напудренные локоны с бантами и лентами украшали светских кавалеров.

Турнюр – подушечка, которая крепилась ниже талии под юбкой, придавая фигуре изгиб. Был популярен во второй половине XIX века (Модерн).

Цилиндр – мужская шляпа с высокой тульей и полями средней величины.

Античность – в дословном переводе «древность». Традиционно соотносится с греко-римским периодом европейской истории. Культуры Древней Греции и Древнего Рима имели кардинальные отличия в одежде, поэтому в определении античных одеяний необходимо уточнять период.

Ботинки – узкие невысокие сапоги гусара с фигурным вырезом на голенище и с кисточкой. Поверх одевались шпоры.

Второе Рококо (неорококо) – стиль середины XIX века, подаривший миру кринолин. Узкий лиф, узкий рукав и широкая юбка – силуэт этого времени. Предполагают, что стиль создан женой французского императора Наполеона III императрицей Евгенией. Этот факт является весьма спорным, однако неоспоримо то, что императрица являлась сторонницей этого стиля, и благодаря ей лёгкий воздушный стиль стал модной тенденцией середины XIX века.

Доломан – короткая однобортная гусарская куртка с маленьким воротником-стойкой, расшитая шнуром и галуном. Цвет доломана зависел от полка.

Жабо – разновидность воротника или отделка воротника в виде тканевой или кружевной оборки. В мужском костюме появилось в XVII веке, а в женском значительно позже – только к середине XIX. В разные времена менялись форма и размер жабо.

Кафтан – длиннополая верхняя мужская одежда, богато расшитая. В допетровские времена в нём обязательно присутствовал козырь – высокий стоячий воротник. После Петра I кафтаном называлась верхнее длинное одеяние в стиле европейской моды.

Колет – короткий камзол, популярный в эпоху Возрождения. Можно разделить на два варианта: до талии и до бёдер (в этом случае от талии отрезная короткая баска). Фиксировался завязками, пуговицами, застёжками или пряжками. Под колет одевалась рубаха, которая видна была через прорези рукавов колета. Часто рукава лишь прихватывались к плечевому шву, а затем крепились лишь завязками.

Корсет – деталь одежды, способствующая формированию необходимого силуэта. Представляет собой широкий пояс, утягивающий торс от бёдер до груди. Жёсткость достигается благодаря вшиванию внутрь материала китового уса, деревянных, стальных или пластиковых пластин. Корсет максимально стягивается шнуровкой, придавая фигуре силуэт, соответствующий модным тенденциям, создавая при этом значительный дискомфорт своему обладателю. Корсеты являлись принадлежностью как женской одежды, так и мужской.

Лиф – часть платья, облегающая грудь и талию.

Огал – плотное упругое кольцо, часть головного убора арабского одеяния, который крепит на голове плат.

Сари – традиционная женская одежда Индостана. Длинный кусок ткани, обёрнутый вокруг фигуры определённым образом. Одевается поверх блузы-топ (чоли) и нижней юбки.

Стетсон – обиходное название ковбойской шляпы по имени её создателя Джона Баттерсона Стетсона.

Тяга – в русском народном сарафане вертикальная планка по всему платью, украшенная или расшитая.

Чикчиры – штаны гусарского костюма. Узкого покроя с лампасами по боковым швам и штрипками внизу. Украшались шнуром и галуном. Цвет зависел от полка. В полевых условиях поверх чикчир надевались рейтузы.

Апаш – форма воротника рубашки: широкий и открытый. А также название рубашки с таким воротником.

Ботфорты – высокие сапоги с раструбами вверху. Первоначально были атрибутом кавалерии.

Возрождение (Ренессанс) – стиль в культуре и искусстве XIV-XVI веков. Характерен возвратом к античному мировоззрению, копированием греко-римских образцов, а также отрицанием готической традиции в одежде.

Генин – высокий средневековый головной убор, возникший в конце XIV века и сохранивший свою популярность более, чем на сто лет. Первоначально это был конусообразный колпак, высотой до метра. Впоследствии он трансформировался в двурогий головной убор, иногда напоминавший полумесяц.

Зентай — костюм (комбинезон), закрывающий всё тело, включая лицо.

Камзол – мужская приталенная верхняя одежда, возникшая в первой половине XVII века и ставшая основой мужской моды Европы вплоть до конца XVIII века. Камзол богато украшался вышивкой, камнями, галуном. Камзол мог быть без рукавов и одеваться под кафтан.

Капор – женский головной убор, плотно одевается на голову и завязывается под подбородком.

Китель – верхняя часть форменной одежды.

Кокилье – отделка воротника в форме собранных воланов.

Котелок – мужская шляпа с округлой невысокой тульей и неширокими полями.

Манишка – тканевый или кружевной нагрудник, надевается под жилет. Пристёгивается или привязывается к воротнику или рубашке. Может быть деталью как мужского, так и женского костюма.

Ментик – Название происходит от венгерского «накидка». В русской армии является деталью гусарского мундира – верхняя короткая куртка с меховой опушкой. Ментик зимой использовали как куртку, а летом накидывали на левое плечо и крепили шнуром.

Панье или фижма – каркас, жёсткая упругая конструкция из ивовых или стальных прутьев или китового уса, которая крепилась на талии к корсету и располагалась под юбкой, создавая пышность и форму перевёрнутой корзины. Панье появилось уже в XIV веке, однако наиболее причудливые формы создавались в эпоху Рококо в XVIII веке. Именно тогда, к примеру, создавались овальные конструкции, формировавшие силуэт со значительно увеличенной юбкой по бокам. Ширина таких юбок заставляла увеличивать размеры каретных дверей. Постепенно громоздкие каркасные сооружения уступают место фокю. Панье утратили свою популярность только с приходом моды Ампир.

Средневековье – исторический период в Европе между Античностью и Новым временем (точные временные рамки – спорны), который характеризуется всепоглощающим влиянием церкви в идеологии, политике, а также в повседневной жизни людей, пронизанной религиозным духом. Эта эпоха рыцарства, монашеских орденов, крестовых походов, рыцарских романов подарила мировой культуре готический стиль.

Фокю – маленькие подушечки, которые подкладывали под юбки для придания пышности. Заменили панье.

Эклектика – смешение стилей, объединённых идеей, целью, поставленной задачей.